Интервью с хранителем
Алексей Анциферов о том, как стать хранителем,
о своей любимой скульптуре Голубкиной и
будущем Музея-мастерской
Хранитель музейных предметов Музея-мастерской А.С. Голубкиной
Алексей Анциферов
Как стать хранителем в Музее-мастерской Голубкиной?
Сначала нужно иметь хроническую склонность к упорядочиванию. Это во-первых, потому что с этим рождаются. Во-вторых, нужно иметь профильное образование. Без него не возьмут в Третьяковскую галерею. Ну, а в-третьих, после того как вы попали в Государственную Третьяковскую галерею, нужно любить и знать творчество Анны Семёновны Голубкиной. Это, конечно, во-первых, но это качества не врождённые; любовь приходит, а знания приобретаются.
Вы говорили, что у Вас нет любимой скульптуры Голубкиной, так как вам нравятся все работы. Но, возможно, есть особенная?
Когда я учился, наш преподаватель по истории искусств (кстати, экскурсовод Третьяковской галереи Альберт Ефимович Галкин) надолго заболел. А преподавал он замечательно и очень увлечённо. И вот, перед самыми экзаменами выяснилось, что мы совершенно пропустили русскую скульптуру. "Ох, как же! А Трубецкой, Голубкина, Конёнков?" - сокрушался Альберт Ефимович. Поэтому, уже сдав историю искусств, я так и не узнал Голубкину. Но на последнем курсе я пришёл на огромную выставку в Академии Художеств. Это была настоящая выставка достижений русского и советского искусства. Я шёл и шёл, восторгался и восторгался. До тех пор пока не встретил мраморного малыша Митю. Я увидел этого светящегося, улыбающегося малыша - и выставка для меня закончилась. А Голубкина началась. "Митя" - это квинтэссенция всего "голубкинского". Он прекрасен для тех, кто его чувствует, и безобразен (да, Митя с заячьей губой не очень красив) для тех, кто хочет стандартной красоты. Голубкину нужно не только видеть, но и чувствовать сердцем.
Митя, 1913

Что Вы ждете от реконструкции музея?
Расширения экспозиционных и выставочных площадей для произведений Голубкиной. Кроме того, в современной концепции наш музей станет центром скульптуры Третьяковской галереи. И это прекрасно, что мы увидим у себя в гостях произведения других русских скульпторов.

Сейчас ведутся исследовательские работы. Есть ли какие-то интересное находки?
Находки есть. Большей частью, конечно, у частных владельцев. Например, у одной из родственниц Голубкиной хранится раковина, из которой Анна Семёновна вырезала заготовки для своих камей. Кроме находок, уточняются сведения об уже известных музейных предметах. Этот процесс также сопровождается множеством открытий. Пусть не всегда связанных прямо с Голубкиной, но с русским искусством и историей.
Расскажите, пожалуйста, как можно отличить скульптуры Анны Семёновны от работ других скульпторов? В чем особенность Голубкиной?
Работам Голубкиной свойственна так называемая импрессионистическая лепка: "волнующаяся", неровная, порой даже бугристая поверхность. Не поддерживая в целом взгляд на Голубкину как на чистого импрессиониста, этот признак можно назвать специфичным для её работ. Но и внутри этого признака у неё есть свои отличительные черты. Голубкинский импрессионизм тектоничен, мощен, её скульптуры как бы выросли из земли, как и сама Голубкина из огородницы выросла в гения русской скульптуры. Голубкинские персонажи, за редким исключением, очень твёрдые, сильные духом люди. Ну и маленький искусствоведческий секрет: присмотритесь, как скульптор по-особенному лепит глаза, очерчивает веки. Глаза скульптур Голубкиной всегда узнаваемы.
Письмо, 1894
Можете ли вы назвать скульпторов, на которых повлияло творчество Анна Голубкиной?
К сожалению, "ученицы и ученики" Голубкиной (за исключением режиссёра Михаила Ромма) не остались в истории искусства. Не являлась ученицей Голубкиной, но безусловно находилась под её влиянием скульптор Екатерина Белашова, автор барельефа на стене Музея-мастерской в Москве.
Мемориальная доска на фасаде Музея-мастерской А.С. Голубкиной.
Скульптор Е.Белашова
Что бы Вы спросили у Анны Семёновны, если бы это было возможно?
Чтобы задать Анне Семёновне хороший вопрос, надо было с ней хорошо познакомиться, подружиться. Ну, а если ты друг, то не спрашиваешь, а помогаешь. Я бы хотел помогать Анне Семёновне, окажись я в соответствующем времени и месте. Надеюсь, что будучи, возможно, другим человеком, я бы почувствовал, насколько она талантлива и как прекрасны её скульптуры.
Вы думаете, что Голубкиной нужна была помощь?
Никто не откажется от помощи, если она предложена вовремя и от чистого сердца.
Старость, 1898
Made on
Tilda